В нашей начальной школе полного дня реализуется дидактическая система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

 

Цели и задачи образования по учебно-методическому комплексу развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдовав соответствии с целями и задачами ФГОС

В соответствии со взглядами на возрастные особенности, принятыми в данной научной школе, особенностью образовательной  системы  Д.Б. Эльконина — В.В Давыдова  является то, что начальный этап развивающего образования  соответствует первым пяти годам общего  образования (четыре года  начального общего образования и пятый класс основного общего  образования).

 

С помощью учебно-методического комплекса на начальном  этапе общего образования могут быть поставлены  и достигнуты следующие стратегические цели:

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого  ребенка;
  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; помочь им приобрести опыт осуществления различных видов деятельности;
  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
  • помочь школьникам овладеть основами различных видов грамотности (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);
  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

 

В образовательной  системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии  с тремя базовыми принципами:

  • предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач.
  • освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающееся с предметно-практического  действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. Такой способ ориентирован в большей  мере на детское действие, что повышает познавательную активность младших школьников, делает обучение по-настоящему деятельностным и интересным, в конечном счете, работает на сохранение  психического  и физического здоровья  детей;
  • ученическая работа строится как поиск и проба средств  решения задачи. Поэтому суждение  ребенка, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

 

В соответствии с целями основной образовательной программы  результаты образования школьников обучающихся в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова к окончанию начальной ступени  могут быть  представлены через:

предметные грамотности (предметные результаты) в виде уровня освоения культурных (т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях общего образования;

универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей (метапредметные результаты), которые в начальной школе проявляются в умении учиться (учебная грамотность), в учебном сотрудничестве (коммуникативная грамотность), в информационной грамотности;

социальный опыт (личностные результаты), который обучающийся приобретает как в учебной деятельности, так и в общественно-полезной внеучебной практической деятельности.

 

Таким образом, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова позволяет, прежде всего, сформировать у ребенка основы рефлексивного (теоретического) мышления,  учебной самостоятельности, поисковой  активности и ответственности  младшего школьника  в учебной деятельности в условиях качественного, эффективного и здоровьесберегающего  образования.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися  ООП НОО в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста  являются:

  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);
  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
  • выносливость, произвольность и трудоспособность, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
  • усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

 

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти же требования заложены в реализуемой нашей школой дидактической системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

 

Таким образом, результаты начального образования можно представить как:

предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;

умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

—  индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.