Ш.А. Амонашвили

 

Слово «гуманизм» в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный.

Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.

Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».

Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям.

Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни.

 

Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.

 

Гуманная педагогика прежде всего предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.

Такой подход к ребёнку приводит к тому, что он учится улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора.

 

Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:

 

— Вера в возможности ребёнка;

— Раскрытие самобытной природы в ребёнке;

— Уважение и утверждение его личности;

— Направление и утверждение его личности;

— Направление его на служение добру и справедливости;

 

Современное понятие школы, как учебного заведения, не подвергает сомнениям значимость знаний в становление личности ребенка, тем не менее качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной знаний, но и их духовной насыщенностью.